В помощь педагогу-наставнику

Документы, регламентирующие деятельность наставника

  • Положение об организации работы с молодыми педагогами в учреждениях образования г. Пинска.
  • Приказ заведующего учреждения дошкольного образования об организации работы с молодыми педагогами.
  • План работы наставника с молодым педагогом.

Содержание деятельности наставника:

  • разрабатывает план работы с молодым педагогом;
  • оказывает помощь в изучении нормативных правовых актов;
  • оказывает помощь в планировании образовательного процесса, ведении документации группы;
  • рекомендует для изучения современную методическую и педагогическую литературу;
  • оказывает молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявляет и помогает устранять допущенные им ошибки;
  • приглашает молодого педагога на занятия, которые он проводит и осуществляет их самоанализ;
  • совместно с молодым педагогом посещает и анализирует занятия и другие мероприятия опытных педагогов;
  • посещает и анализирует занятия молодого педагога;
  • оказывает помощь в формировании навыков самоанализа занятия;
  • участвует в обсуждениях вопросов, связанных с работой молодого педагога, вносит предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  • подводит совместно с молодым педагогом итоги работы за учебный год, докладывает руководителю о результатах адаптации молодого педагога с предложениями о дальнейшей работе.

Памятка наставнику

1. Вместе с молодым специалистом разработайте и глубоко проанализируйте учебную программу дошкольного образования.

2. Помогите составить план образовательного процесса с воспитанниками.

3. Оказывайте помощь в подготовке к занятиям, особенно к первым, к первой встрече с воспитанниками. Наиболее трудные темы лучше разрабатывать вместе. В своей группе постараться изучать материал с опережением на 2-3 занятия, с тем, чтобы дать молодому специалисту возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Постарайтесь вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия.

5. Посещайте занятия молодого специалиста с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.

6. Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.

9. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Памятка молодому педагогу

1.     Приходи за 10 минут до начала работы, проверь безопасность на рабочем месте.

2.   Тщательно готовься к занятиям. Заранее приготовь всё необходимое для проведения занятия.

3.     Идя на занятие, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.

4. Обязательно намечай себе план проведения занятия и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило: знание хода занятия, его этапов, методов и приёмов - является для тебя допуском на занятие.

4.     Продумай начало занятия. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала занятия, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.

5.       Веди занятие так, чтобы каждый ребенок был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги организации и внимания воспитанников.

6.     Увлекай детей интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируй темп занятия, помогай слабым поверить в свои силы. Держи в поле зрения всю группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждай попытки нарушить рабочий порядок.

7.     Чаще обращайся с просьбами, вопросами к тем детям, которые отвлекаются на занятии, занимаются посторонними делами.

8.     В конце занятия дай общую оценку работе группы и отдельным детям. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда.

Советы молодому педагогу

1.     Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2.     Будь приветливым – и будешь смелым.

3.     Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4.     Умей требовать и прощать.

5.     Верь в уникальные способности каждого ребенка.

6.     Будь компетентен и будь уверенным.

7.     Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.

8.     Претворяй процесс обучения в радость.

9.     Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

 

Подготовка к занятию

Как подготовить и провести занятие? Занятие пройдёт правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Подготовка педагога к занятию состоит из трёх взаимосвязанных этапов:

планирование занятия,

подготовка оборудования,

подготовка детей к занятию.

Планирование занятия:

отобрать, сформулировать программные задачи согласно теме занятия;

наметить методы и приёмы, которые планируется использовать для достижения поставленных задач;

детально продумать ход занятия;

составить план-конспект, который включает в себя: программные задачи (образовательные (обучающие), развивающие, воспитательные);

продумать, какое оборудование необходимо на занятие (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный);

провести предварительную работу с детьми (если необходимо).

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей, уровня их достижений.

Подготовка оборудования:

накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее).

При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям:

создавать интерес к предстоящей деятельности;

предупредить детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие;

организовать работу дежурных по подготовке к занятию;

провести предварительную работу с воспитанниками.

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

Тщательная подготовка к занятию придаёт педагогу уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

При планировании деятельности с детьми на занятии важно предусмотреть сменяемость деятельности детей на занятии, подобрать физминутку, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз (в зависимости от занятия). Особое внимание нужно уделить соблюдению ССЭТ, СанПиН: длительность занятия, влажная уборка перед занятием, проветривание помещения, размещение пособий (расстояние), использование презентаций (просмотр телевизора)и др.

Следует предусмотреть размещение дидактических игр, мольберта, пособий, игрушек, если они используются на занятии, чтобы не тратить затем на это время.

Обязательно продумать вопросы для заключительной части занятия. Если занятие по изодеятельности – проанализировать работы. Отметить успехи детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса.

Создание условий на занятии. При анализе занятия, прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Соблюдение структуры занятия. В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

Контакт с детьми. Активность педагога и детей. Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3 – 5 мин.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Индивидуальный подход. В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жёстко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин). Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук – пальчиковая гимнастика. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 11-12 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 14 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни –15 занятий продолжительностью не более 30 минут

7-го года жизни –15 занятий продолжительностью не более 35 минут.

В соответствии с примерным распорядком дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры-занятия.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом. Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.

Таким образом, при подготовке к занятию педагог должен следовать такому плану:

I. Определение темы и ведущих понятий занятия

1.Чётко определить и сформулировать тему.

2. Определить место темы в плане.

3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II. Определение целей и задач занятия

Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование материала занятия

1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

2. Подобрать задания, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение ранее полученных представлений детей в знакомой и не знакомой ситуации, творческий подход к заданию.

3. Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три вида заданий:

• подводящие детей к воспроизведению материала,

• способствующие осмыслению материала,

• способствующие закреплению материала.

IV. Продумывание «изюминки» занятия

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, интересный опыт, нестандартный подход к уже известному. При этом важно учесть возраст детей.