Рекомендации для воспитателей дошкольного образования
Экскурсия. Маршрут выходного дня
Экскурсия, прогулка, маршрут выходного дня - это эффективные познавательные формы организации досуга воспитанников в ходе которых доступно изучение истории, культуры и географии родного края.
Интерес к истории и искусству у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно. Важно, чтобы ребёнок извлёк из походов максимум пользы. Для этого требуется подготовка и направляющее внимание со стороны взрослых (педагогов, родителей). Ведь в ходе таких мероприятий дети должны не только получать знания о своем городе, стране, истории, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями.
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий - обеспечение формирования у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
На экскурсии дети получают представления о малой родине, существующих культурных, трудовых и духовно-нравственных традициях своего народа, проживающих в данной местности.
Краткая характеристика
Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
- по содержанию;
- по составу участников;
- по месту проведения;
- по способу передвижения;
- по форме проведения.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.
Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:
- исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
- военно-исторические, т. е военно-исторические объекты и мемориальный музей;
- производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают производственный процесс ( труд взрослых);
- природоведческие – по экологической тематике (наблюдения за природой);
- искусствоведческие экскурсии, экскурсии в картинные галереи, музеи.
- архитектурные – с показом памятников архитектуры
Цели и задачи экскурсии:
Образовательные. Дать конкретные новые знания по определенной теме, расширить кругозор
Развивающие. Совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и пр.), формировать память внимание, наблюдательность, воображение.
Воспитательные. Формирование нравственно-патриотических и эстетических чувств, развитие эмоциональной отзывчивости.
Структура экскурсии:
- вводная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение;
- сбор материала;
- игры с собранным материалом;
-заключительная часть, подведение итога экскурсии;
Подготовка к экскурсии:
- Заранее найти место, осмотреть заранее место проведения, продумать время общая продолжительность в старших группах 1 час, расстояние 1км, сопровождающие лица (воспитатель, помощник воспитателя, родитель), обратить внимание на одежду детей, получить разрешение на проведение экскурсии, предоставить маршрут передвижения с детьми.
Требования к организации и проведению экскурсии
1. Составление перспективного плана (тематика проведения экскурсий - 1 экскурсия в месяц за территорию детского сада).
2. Соответствие содержания интересам детей.
3. Определить количество детей.
4. Направленность на предмет (не должно отвлекать ребёнка от главного).
5. Тщательная подготовка педагога.
6. Заранее установить те речевые формы, которые будут предлагаться впервые.
7. Подготовить заранее стихи, загадки игровые приёмы.
8. После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, организовать дидактическую игру, предложить отразить свои впечатления об увиденном в рисунке.
Маршрут выходного дня
Совместные семейные мероприятия – достойная альтернатива компьютеру, телевизору или любому гаджету.
Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.
Цель может быть реализована через решение следующих задач:
- обобщать и систематизировать знания о родном крае,
- расширять детский кругозор,
- формировать представления о достопримечательностях города;
- знакомить детей с географическим расположением города,
- воспитывать любовь и чувство гордости за город, в котором живем.
Успеха в воспитании чувства патриотизма у дошкольников можно достигнуть только тогда, когда взрослый сам будет знать историю своего города, своей страны. Прежде чем давать знания детям, необходимо учиться самому!
Важно суметь преподнести материал понятно и доходчиво. От этого зависит, воспримет ли ребёнок полученные знания и появится ли у него желание узнать что-то новое.
Разработка маршрута включает в себя:
- определение цели;
- определение логистики маршрута;
- отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком;
- подбор в помощь родителям литературных произведений для чтения и заучивания с ребенком;
- определение видов детской деятельности, возможность организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время прогулки и после прогулки);
- оформление «маршрута выходного дня».
Внедрение в практику учреждения дошкольного образования «маршрутов выходного дня» как формы работы с родителями предполагает:
- информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов, информационно-коммуникационных форм работы;
- получение обратной связи в процессе общения с детьми (обмен впечатлениями после выходных о посещённых местах; рассказы детей о с опорой на модель или наглядный материал);
- вовлечения родителей в создание тематической выставочной экспозиции «Выходные с пользой» («Где я был», «Семейные выходные», «Как мы провели выходные»): оформление фотоотчетов, стенгазет, книжек-малышек, выставок поделок, вернисажей рисунков «Мой выходной день»;
- трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях, выпуск стенгазет, оформление персональных выставок, публикации в средствах массовой информации и т.п.
При разработке «маршрута выходного дня» рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
1. Определение цели прогулки (экскурсии)
Каждый маршрут должен иметь чётко сформулированную тему, цель. Это стержень, который объединяет все объекты маршрута в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей.
2. Определение логистики маршрута, выбор темы
Логистика маршрута определяется с учётом его вида (пеший, велосипедный, автомобильный и т.д.). Рекомендуемая продолжительность пешего маршрута для ребенка дошкольного возраста по времени – 1-3 часа, общее расстояние – от 1 до 5 км.
Примерная тематика «маршрутов выходного дня»:
- «Времена года в городском парке и др.;
- «Краеведческий музей»;
- «Маршрут по улицам города», «Самые красивые места нашего города», «Архитектура города», «Детский парк» и др.;
- «Боевая Слава нашей малой родины», «Профессия моих родителей», «История моего края», «Чем славиться моя малая родина» и др.
3. Отбор и изучение объектов
В качестве объектов могут быть выбраны: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники архитектуры, искусства и др.
Критерии оценки объектов для включения в маршрут: познавательная ценность, известность объекта, необычность (экзотичность) объекта, выразительность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, доступность и безопасность.
4. Подготовка познавательной информации об объектах маршрута
Необходимо разработать небольшие памятки, брошюры, буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте. Данную информацию следует разместить на информационном стенде группы, сайте учреждения дошкольного образования, предоставив ссылку или QR-код.
Требования к тексту: краткость, чёткость, содержательность, соответствие содержания возрастным особенностям детей дошкольного возраста, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты.
5. Отбор литературных произведений
Литературные произведения, малые формы фольклора выбираются исходя из тематики прогулки и в соответствии с возрастом детей. Для непосредственного чтения родителями, заучивания с детьми во время прогулки следует отдать предпочтение стихам, загадкам, потешкам. Для чтения после прогулки можно рекомендовать рассказы, сказки.
6. Подбор игровых заданий
Осуществляется исходя из темы и логистики маршрута прогулки, с учетом возраста детей. Предпочтение следует отдавать словесным игровым упражнениям, игровым упражнениям с природным материалом, подвижным играм с участием 2-4 человек.
7. Подбор заданий для организации деятельности ребенка (совместной деятельности детей и родителей) после прогулки
Выбор вида продуктивной деятельности осуществляется исходя из темы прогулки и наблюдаемых объектов, с учетом возраста детей.
8. Оформление «маршрута выходного дня»
«Маршрут выходного дня» должен быть оформлен в виде раздаточного наглядно-информационно материала (памятки, буклеты, и т.п.), содержать описание маршрута, информацию об объектах для наблюдения, текст литературного произведения, описание заданий для выполнения на маршруте прогулки, после прогулки.
Приветствуется наличие фотографий, схем, рисунков, облегчающих восприятие описания «маршрута выходного дня». Все «маршруты выходного дня» рекомендуется оформлять в едином стиле.
Стиль оформления должен быть ярким, красочным; информация – легко читаемой. Распечатанные маршруты следует размещать в уголках для родителей.
Электронный вариант «маршрута выходного дня» размещается на сайте учреждения образования в целях обеспечения возможности скачивания родителями.
Эффективным является оформление информации о маршруте на флаерах. Краткая информация дополняется QR-кодом, обеспечивающим доступ с помощью специального приложения для мобильных устройств к полной информации о «маршруте выходного дня», размещенной на сайте учреждения.
Примерная структура оформления «маршрута выходного дня»
Маршрут «...» («Улицы нашего города»)
Рекомендуемый возраст ребенка: (средний дошкольный возраст)
Содержание маршрута:
1. Что рассмотреть с ребенком. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Понаблюдайте с ребёнком за…», «Обратите внимание ребёнка на…», «Покажите ребёнку…», «Рассмотрите с ребёнком…» и т.п.)
2. Что рассказать (прочитать) ребенку. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «Расскажите ребёнку…», «Можно прочитать…», «Можно разучить…» и т.п.)
3. Какие вопросы задать ребенку. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Спросите у ребёнка …», «Поинтересуйтесь у ребёнка…», «Уточните, знает ли Ваш ребёнок…» и т.п.)
4. В какие игры поиграть с ребенком. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Можно поиграть с ребёнком…», «Поиграйте с ребёнком…» и т.п.)
5. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «После прогулки предложите своему ребёнку … (нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сконструировать)», «Сделайте вместе с ребёнком» и т.п.)
Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребёнком во время прогулки:
1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребёнка на месте его пребывания.
2. Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста.
3. Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребёнком на маршруте.
4. Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объектах на маршруте.
5. Примерные задания после завершения прогулки (нарисовать, сделать поделку, фотоколлаж, сочинить рассказ и т.п.)
Дополнительная информация (рекомендации) в «маршруте выходного дня» (указывается при необходимости):
- время работы (музея, библиотеки и т.п.);
- стоимость билета (при необходимости);
- как добраться (карта, схема проезда и т.п.);
- сайт (если это социальный объект);
- что с собой взять (при посещении природного объекта);
- потенциально опасные места на маршруте (перекресток, водоём, дорога и т.п.).
Примерная схема описания памятника для включения в «маршрут выходного дня»:
- название памятника;
- местонахождение памятника (город, улица, № дома и т.д.);
- дата открытия памятника, сведения об авторе;
- описание памятника (планировка, композиция, размер и т.д.);
- историческое событие (личность), которому посвящен памятник;
- фотография, рисунок или план памятника.
Примерная схема описания природоведческой объекта для включения в «маршрут выходного дня»:
- название;
- местоположение;
- характеристика объекта (площадь, животный мир, растительность, почва, и т.п.);
- ценность объекта (научная, учебная, оздоровительная);
- значение объекта (местное, районное, областное, республиканское, всемирное);
- использование объекта;
- перечень игр и упражнений, которые можно организовать при посещении данного объекта;
- схема, план, фотография объекта.